Постулат в пыли
               
               
    Логин  или  email:     Пароль:   
Войти с помощью:
 Запомнить меня на сайте: 
       
Продажа картин, покупка картин, галереи картин русских художников.
Работы в жанрах пейзаж, портрет, натюрморт, абстракция, ню.
Живопись, графика, рисунок, скульптура и др.
   
 Поиск по фамилии:     
 Подписка:  
               

Случайная работа

 Тихая  гавань
Мартенс Елена
"Тихая гавань"

Активность на сайте

Сейчас на сайте:
485 человек
Художники online:
flower_sunligh
Временно забаненные:
сейчас нет на сайте

Рейтинг Artonline.ru

mindraw.web.ru
Научно-художественный Проект
vgarde.ru
Сайт художника Владимира Гарде V.GARdE
artepuro.es
ArtePuro.es
kashina.ru
Гостиная Изящных Искусств Евгении Кашиной
yar-slav.com
Творчество Я. Цико на официальном сайте художника

Опросы

Разрешить оставлять комментарии не зарегистрированным пользователям?
Да, всем
На усмотрение автора работ
Запретить
Затрудняюсь ответить
Голосовать и увидеть результаты:

Наши партнеры

По любым вопросам сотрудничества обращайтесь, используя форму обратной связи.


Статьи об искусстве

Постулат в пыли


Газета "Зеркало" номер 217 от 24 ноября 2007 года

 Процесс уничтожения исторических центров городов особенно стал заметен на всем постсоветском пространстве. И этому есть объективные и субъективные причины.
Что следует особо подчеркнуть, так это характерные черты, присущие почти всем бывшим советским республикам. В меньшей мере это проявилось в прибалтийских республиках - Латвии, Эстонии, Литве. Но и это объяснимо с точки зрения их исторического развития и политического статуса на момент развала СССР.
После того как республики стали более стабильны в политическом плане, а в ближайшем будущем особых катаклизмов - переворотов не предвиделось, до времени затаившиеся фактические владельцы финансовых средств и недвижимости в виде самых различных ООО, ЗАО, АО, СП и т.д. стали проявлять активность. Они стали вкладывать деньги в покупку земли, строений и т.д., прекрасно понимая, что огромные дивиденды скрыты в жилищном строительстве. Так было в США, Италии в 50-60 годах, где строительная мафия тесно переплелась со всеми ветвями политической власти, включая исполнительную и законодательную. По неписаным законам теневого бизнеса должна была произойти смычка строительной и финансовой мафии, также накопившей огромные средства путем различных махинаций с ценными бумагами, что и произошло на самом деле. Такой же путь прошел теневой бизнес почти во всех бывших советских республиках, с рождением крупных олигархов, сосредоточивших в своих руках экономическую и политическую власть.
И поэтому за каждый метр земли в центре развернулась самая настоящая война, но без выстрелов, артподготовки и всех деталей настоящей войны, тем не менее, трагичная по результатам, с катастрофическими последствиями для древних городов как Харьков, Киев, Львов, Санкт-Петербург, Москва, Казань, Курск, Ростов, Новгород, Астрахань и десятки других. В том числе не избежал этой участи и Баку, что и отметил в своей публикации журнал "The Wall Street Journal".
За 1995 - 2007 годы архитектурный абрис Баку полностью изменен, снесены десятки исторических зданий, имеющих регистровый номер как архитектурный памятник, уничтожены зеленые насаждения на сотнях гектарах городской площади, в результате чего изменилась экологическая обстановка в столице. Абсолютно не считаясь с генеральным планом развития Баку, с основами градостроения, в каждом отдельном случае игнорируя десятки основополагающих статей Главного Закона республики - Конституции, город стал застраиваться высотными зданиями в 12, 15, 18 этажей.
Процесс разрушения архитектурного облика Баку начался в Ичери-шехер с момента строительства в 1969 году нового здания Энциклопедии, возведенного вопреки всем законам градостроения, вопреки архитектурному облику древней части Баку. Были снесены архитектурные три дома 19 века и на их месте "вознесен" урод с точки зрения архитектуры, слабый писк конструктивистского аляповатого объекта из бетона и стекла. В 2007 году приступили к модернизации здания, изменив накладными элементами фасад здания, тем самым еще более усугубив архитектурную ситуацию в исторической части Крепости. С 1970 по 1985 год крепостная стена обросла окнами, балконами, мансардами, и, наконец, начали прорубать двери прямо в Губернаторский сад. А как же, где есть окна, балконы обязательно со временем появятся и двери, что и произошло.
В бодром ритме шло освоение памятников архитектуры, включая и мечети, медресе в Крепости и за крепостными стенами.
Двор, относящийся к мечети 14 века "Гилейли" по ул. М. Мансура 3, оккупировала соседка, превратившая двор в квартиру.
А школа - мечеть также 14 века, позади Девичьей Башни, была превращена в торговый объект, торгующий антиквариатом, как и медресе рядом с "Джума мечеть", как и медресе над святилищем позади Девичьей Башни.
Мечеть 16 века "Гаджи Бану" по адресу Мало-Крепостной переулок 20 превращена в жилье в 80-х годах. Мечеть "Гаджи Гейбат" 1791 года, что также в Мало-Крепостном переулке 10, некто очень предприимчивый в 1986 году перекроил по своему разумению. Этот субъект поступил просто: он заложил арочный вход 18 века кубиком, оставив узкий незаметный с улицы вход. Использовалась как бытовка, склад для личного хлама!
Была захвачена в 2005 году и трансформирована по документам в собственность как жилье, мечеть "Ханлар" 16 века, что на улице им. Фирдоуси 21. Необходимо отметить, что это родовая мечеть, построенная на средства братьев Ханларовых и, что это последняя культовая постройка в Крепости.
А мечеть 17 века - "Сейида Яхья Муртуза" на улице им. А. Зейналлы 18, вплоть до 1992 года функционировала как парикмахерская!
Мечеть "имама Османа" 14 века, или как ее называют в народе "Джин", ввиду неприятия халифа Османа, использовалась долгое время как мастерская, как и другая мечеть у нижней стены Дворца Ширваншахов.
Мечеть "Бегляр" 1895 года на сегодняшний день используется под нужды реставрационных мастерских
К началу 30-х годов в Баку было уже построено немало крупных объектов. Все они носили свой рисунок и отличались друг от друга, как по стилям, так и по общим объемам. Строительство велось преимущественно на свободных от застройки местах и поэтому часто носило случайный характер, не учитывалось развитие города. Назрела острая необходимость в разработке плана развития "Большого Баку". В середине 20-х годов группе архитекторов во главе с А.Иваницким было предложено заняться проблемой "Большого Баку".
Планировочные работы тех лет в основном сводились к упорядочению существовавшей сетки улиц. Планировалось расширить и выпрямить многие улицы, создать сеть новых трамвайных, троллейбусных и автобусных маршрутов. Все эти работы упирались в одну проблему - необходимо было считаться с дореволюционной застройкой, так как капитальные здания представляли большую материальную ценность. Конечно все эти здания, которыми мы любуемся сегодня возникли не на пустом месте. Этому предшествовал определенный исторический этап Азербайджана.
После вхождения северных областей Азербайджана в состав России (19 в.) в новых районах городов и в возникших поселениях появляется регулярная планировка, заметно влияние русской архитектурной и строительной культуры. Распространяется тип городского дома с проёмами на уличных фасадах, двухрядным расположением комнат и застеклёнными галереями - "шушебенд". Традиционные приёмы архитектурной композиции, национальные архитектурные формы и мотивы декора нередко сочетаются с формами русского классицизма. В конце 19 - начале 20 вв. Баку, превратившийся в крупный промышленный город, застраивается зданиями эклектичной архитектуры, подражающей различным стилям.
Этапы развития советской архитектуры Азербайджана, особенности творческой направленности и индивидуальностей зодчих определяют многообразный характер зданий, построенных в Баку и других городах. Для начала 20-х гг. характерна стилизация под феодальную архитектуру мусульманского Востока, чему пример здание железнодорожного вокзала архитектора Баева. В конце 20-х - начале 30-х гг. его ненадолго вытеснил т. н. конструктивизм с рациональностью плановых решений, лаконичностью геометрически чётких объёмов (дворцы культуры нефтепромысловых районов, Дворец печати - братья Веснины; архитектор С.С. Пэн; гостиница "Интурист"- архитектор А.В. Щусев; физиотерапевтический институт- архитектор Г.М. Тер-Микелов.
Архитектуру 2-й половины 30 - 40-х гг. определило стремление к освоению и творческому переосмыслению классического, в том числе национального, архитектурного наследия (парк им. Кирова, сегодня это "Шейидляр хиябаны" - архитектор Л.А. Ильин; консерватория, здание ЦК КПА и Совета Министров Азербайджанской ССР, больше известного как "Кабмин", Музей им. Низами, - архитекторы С.А. Дадашев и М.А. Усейнов, павильон на ВСХВ 1939 в Москве, архитекторы С.А. Дадашев, М.А. Усейнов и многое другое. Строительство множества разнообразных зданий и реконструкция городских районов резко изменили облик Баку. В послевоенные годы завершалось строительство ряда крупных ранее запроектированных зданий (Дом правительства - архитектор Л.В. Руднев, В.О. Мунц; республиканский стадион им. Ленина - архитекторы Л.И. Гонсиоровский, О.М. Исаев, Г.А. Сергеев; республиканская библиотека - архитектор М.А. Усейнов; азербайджанский драматический театр в Баку (Аздрама) - архитекторы Г.М. Ализаде и М.М. Мадатов;
универмаг "Баку" - архитектор Н.Я. Кенгерли и другие.
То немногое, что я перечислил, объединяет одно: архитекторы прошлого стремились не нарушать главный постулат архитектуры -ПОЛЬЗА, ПРОЧНОСТЬ, КРАСОТА. Латинское слово architectura, от греч. Architéкtón означает строитель, зодчество. Позже это понятие расширилось до системы зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. Архитектура составляет необходимую часть средств производства. Промышленная архитектура - здания заводов, фабрик, электростанций также несут в себе определенную эстетику. На Западе (Германия, Франция, Англия) и в США некоторые заводы, полностью прекратившие свою деятельность, отреставрированы, приведены в соответствие с требованиями техники безопасности и являются объектами туризма. Художественные образы архитектуры играют значительную роль в духовной жизни общества, что особенно ярко проявляется в образцах зодчества,
начиная с раннего средневековья вплоть до начала 20 века, как в Баку, так и по всему Азербайджану. Функциональные, конструктивные и эстетического качества архитектуры - польза, прочность, красота - взаимосвязаны и являются предметом целеустремлённой организации пространства населенного места в целом. Создание городов, посёлков и регулирование всей системы расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с архитектурой - градостроительство. Это неукоснительно соблюдали зодчие прошлого, достаточно вспомнить древние города Азербайджана, в разное время избранные столицами - Гянджа, Барда, Шемаха, Тебриз, Габала. Их умение, опыт градостроителей был востребован и многие азербайджанские мастера были задействованы при строительстве Бухары, Самарканда, Самары. Но все принципы градостроения, как древние, так и современные, начисто отметены сегодняшними так называемыми архитекторами, не создающими среду обитания человека, а разрушающие целостность Баку. Пройдет немного времени,
и я верю, что действиям дельцам от архитектуры и чиновникам, превратившим Баку в свою вотчину, будет дана серьезная правовая оценка в соответствии с действующим законодательством Азербайджана. До сегодняшнего дня не возбуждено ни одно уголовное дело по фактам грубейших нарушений норм и правил градостроения, не считая нескольких по факту обрушений зданий с человеческими жертвами. Самым наглым образом попираются более десятка законов Конституции, повторять, перечисляя их, нет смысла - об этом я писал неоднократно.
Архитектура создаётся в соответствии с потребностями и возможностями общества, которое определяет функциональное назначение и художественный строй архитектурных произведений.
Но то, что мы наблюдаем сегодня на строительной площадке, почему-то названного столицей независимого государства, представляется совсем иным от задач градостроения. Для Баку, где определена сейсмическая зона в 9 баллов, в соответствии с которой есть ограничение этажности при строительстве высотных домов в 9-12 этажей, несмотря на это идет полным ходом штамповка объектов в 16,18 и даже 22 этажа. Где тут время думать о функциональном назначении и художественном строе архитектурных произведений? Некогда! Время поджимает, конкуренты сопят в спину. Чуть зазеваешься, и жирный кусок земли в центре Баку вырвут из-под носа.
"Великая стройка" современного Баку обеспечивает сверхприбыльные материальные условия кучке дорвавшихся до мафиозного строительного бизнеса людей, является одним из факторов, направляющих эти процессы и формирующих в обществе негативное восприятие современного Баку. Будучи вещественной реальностью, архитектура способствует забвению обществом его многообразных жизненных функций, т. е. оказывает на него обратное, отнюдь не положительное влияние. При таких условиях архитектурный беспредел успешно выполняет идеологические и эстетические задачи очень узкого круга лиц, преследующих свои сугубо личные интересы, ставящих их над Государством, над Конституцией.
Влияние вкусов заказчика - новоявленных азербайджанских "дельцов - буржуа", отрыв архитектурного творчества от инженерно-технических решений привели к тому, что задачи, которые ставятся перед архитектором, сведены к декорированию зданий, новаторские конструкции скрываются за бутафорией, имитирующей формы прошедших эпох. Например, используются формы одного из исторических стилей (классицизма, барокко, готики и др.), подогнанные к системе пропорций и ритму возводимого здания, в то же время смешиваются формы, заимствованные из разных стилей, что приводит вновь к эклектизму в якобы современных высотных зданиях, а в просторечии "небоскребах".
Но и в этом мы не "колумбы". Кто придумал небоскреб? Древние египтяне. Ибо установлено, что здание высотой в 140 метров было построено в 280 году до рождества Христова неподалеку от Александрии и служило казармой. Что же такое небоскреб? Казалось бы, ответ прост - высокое здание. Группой архитекторов так называемой чикагской школы в США были созданы первые "небоскрёбы", выразительность которых основана на логике конструктивного и функционального решения. Но вновь обращусь к истории, как говорится: "все новое - хорошо забытое старое".
Ветхозаветный Вавилон был первым городом, где люди задумали воздвигнуть башню до небес. По известным причинам этого им не удалось, но можно сказать, что уже в Библии содержится идея небоскреба, хотя ненормально высокие сооружения люди строили уже 4,5 тысяч лет назад. Великая пирамида в Гизе поднимается на 145 метров, что соответствует современному 40-этажному дому, а настоящие небоскребы появились только в конце 19 века в США - и почти на сто лет стали визитной карточкой этой страны. Но строительство офисных и жилых высотных домов стало возможным только после того, как изобрели лифт. А до этого не было смысла проектировать даже шестиэтажные дома, ведь жителям было трудно ходить то вверх, то вниз, но эта "мелочь" не учитывалось при строительстве 5-6этажных "хрущевок". Грузовые подъемники на предприятиях уже существовали, но вообще-то первые конструкции лифтов не были достаточно надежными, потому что тросы имели скверную привычку иногда рваться. Эту проблему решил Элиша Гейтс Отис,
разработав систему, при которой лифт задерживался в шахте, даже если рвался канат. Свое изобретение он демонстрировал в Нью-Йорке в 1854 году. С развитием лифтового хозяйства росли этажи высотных зданий. Может, стоило в то время купить чертежи Гейтса и спрятать их подальше? Ибо цены на землю растут, а вместе с ними и растут аппетиты застройщиков, любителей впихнуть как можно больше этажей на клочок земли. Глобализация не обошла вниманием и сверхвысокие здания. Сегодня не только Нью-Йорк или Чикаго - Сингапур, Дубай, Шанхай, Гонконг и даже Москва могут претендовать на звание самых небоскребных городов мира. Кажется и Баку, встав на носки, изо всех сил старается попасть в список подобных городов, судя по уже имеющимся, и, скорее всего, в ближайшем будущем построенным небоскребам в районе станции Алят. По техническим причинам строительство высотных зданий проявило массу технических проблем. Во-первых, небоскребы чрезвычайно подвержены ветровым нагрузкам. И для того чтобы верхние
этажи зданий в буквальном смысле не ходили ходуном, требуются серьезные укрепляющие конструкции. Если учесть ветровые нагрузки Баку, что отражено в древних названиях столицы как "город ветров", то как "гуляют" верхние этажи высоток нетрудно представить. Если есть любители экстремального образа жизни, то это как раз для них. Небоскребы потребовали и специального подхода к эвакуации людей из зданий. Выводить людей по обычным лестницам внутри здания практически неосуществимо. Во время экстремальных ситуаций чаще всего забываются "извините, я к Вам спиной сижу". Если использовать для этого лифты, то нужны дополнительные противоаварийные системы безопасности. Сегодня проблема эвакуации людей из небоскребов имеет множество вариантов решения вплоть до таких экстравагантных, как использование специальных \"трамплинов\" из ткани, практикуемых в Японии. Впрочем, технические и эксплуатационные трудности - не самое страшное, что сопровождает жизнь над облаками. По мнению медиков, гораздо
более серьезную опасность представляют проблемы психологического характера, возникающие перед людьми, много времени проводящими в заоблачных высотах. Как отмечают психологи, этот вынужденный отрыв от земли, нарушение привычного масштаба человеческого мировосприятия, абстрагирование от реальной окружающей среды негативно сказывается на детях и людях преклонного возраста, которые из-за своей оторванности от земли, двора лишаются необходимых контактов со сверстниками и выпадают из круговорота социального общения. Где тут мечтать о партии-другой в нарды или домино, посплетничать с соседками, обсудить с важным видом проблемы рождаемости китов?
Не составит труда "на глазок" определить небоскребы в Баку, плотным кольцом, по периметру окружившим его и внедрившимся в исторический центр древнего города как таран.
За тысячелетия своей истории человечество возвело множество высоких сооружений. Долгое время над городами высились религиозные здания - колокольни, храмы, минареты. В средневековом Эдинбурге строили дома высотой в 11 и даже 14 этажей. Потрясла мир своими 300 метрами Эйфелева башня - а к концу 20 века телевышки и радиомачты пришли даже в небольшие города. Но все-таки слово "небоскреб" впервые прозвучало именно в США, применительно к заурядным по нынешним меркам офисным зданиям ростом в 7-10 этажей.
Интересно, что задолго до появления высотных зданий британские моряки называли небоскребом (skyscraper) самую высокую мачту на корабле. Первый небоскреб имел всего девять этажей, но уже был небоскребом. Дело в том, что небоскребы, или, как говорят специалисты, высотные здания, имеют главный отличительный признак: стальной каркас, на который навешиваются стены. Если в обычных домах стены являются несущими, то есть держат свой вес и вес всего здания, то в небоскребах основную нагрузку берет на себя стальной скелет. А стены могут быть сложены из относительно легких материалов и не должны чрезмерно утолщаться книзу. Первое такое здание было построено в Чикаго в 1883 - 85 годах. За ним последовало десятиэтажное здание (66 метров) там же, в Чикаго, потом, в 1895 году, в городе Милуоки появился дом высотой 107 метров. Вскоре поднялся и первый нью-йоркский небоскреб в 30 этажей - 119 метров.
До появления идеи опорного скелета, предложенной американским инженером У. Дженни, высота зданий ограничивалась прочностью материала стен и их разумной толщиной.
Но это не относится к нам, строителям и любителям строить быстро, дешево. О разуме излишне говорить, где преступно нарушаются основные параметры строительных материалов - их качество. Качество монополизированного цемента, арматуры при отсутствии независимой экспертизы вызывают серьезные опасения специалистов. В том числе и у Эмиля Ахундова, не раз выступавшего с разоблачениями в печати и на телеканалах местного радиовещания по поводу качества используемых строительных материалов. Об этом также открыто заявлял и Ариф Шахбазов, имеющий десятки лет опыта руководства строительными организациями советского периода. При всей одиозности советской системы большевиков, нельзя игнорировать одно: качеству строительных материалов и подготовке специалистов соответствующего профиля в СССР придавалось огромное значение, в том числе и системе наказания за промахи при проведении любых строительных работ. Над всем довлела опасность лишиться партийного билета, что влекло за собой моральную и
физическую смерть провинившегося. Никто не имел права нарушить положения СНиП -Строительные Нормы И Правила, своего рода Библию строителя.
Во всем мире существует аналогичная "Библия высоток". Измененная технология строительства небоскребов определяется необходимостью обеспечения максимальной безопасности, несколькими уровнями защиты. Предложения членов Ассоциации американских архитекторов, а это очень серьезная организация, имеющая влияние и в Европе, заключаются в следующем:
- снаружи фасады должны быть облицованы стальными пластинами, препятствующими воспламенению реактивного топлива врезавшегося в небоскреб самолета, которые будут поглощать взрывную волну. Это было введено после трагедии 11.09.2001года.
- междуэтажные бункеры должны быть с особыми вентиляционными фильтрами, связанные в единую сеть коридорами со стенами из термостойких материалов, будут препятствовать задымлению. Участившееся случаи терактов в офисах Европы и США продиктовали и другие, новые требования к безопасности.
- этажи должны оборудоваться лазерными спектрометрами, способными распознавать отравляющие и взрывчатые вещества в очень малых концентрациях. При том уровне охраны, что мы имеем в новостройках, пронести 5-6 килограммов пластита не представляется трудным делом. Прогремевшие взрывы в жилых домах в недавнем прошлом в России тому пример. Трагедия в бакинском метро, связанная с взрывом бомбы доказала несостоятельность служб безопасности, их непрофессионализм.
- лифты и пожарные лестницы должны будут изготовлены из пуленепробиваемых пластин. Но на фоне вселенского крика о помощи застрявших в лифте жителей высотных домов, как-то странно говорить о новых технологиях в лифтовом хозяйстве. Тем более, когда работа лифта вызывает вполне законные нарекания людей, вынужденных преодолевать все 9 этажей пешком.
- разработать и внедрить рецептуру сверхпрочного бетона с добавлением стекловолокна и стали. О каком сверхпрочном бетоне может идти речь, если опорную конструкцию высотного дома, в частности несущую колонну можно ковырять ногтем? Это хорошо было видно из видеорепортажа после трагедии с обрушением 18 этажного дома по ул. М.Мухтарова.
- при нехватке мест в гаражах устраивать подъемники до уровня квартир, где автомобили размещаются на специальных технических террасах. А это вообще из области фантастики. Назойливая мысль жужжащей мухой бьется в мозгах бакинского водителя, который исстрадавшимся взором ищет полоску тротуара, чтобы взгромоздиться своим транспортным средством наперекор пешеходу.
Хоть одно из этих требований соблюдаются в высотных зданиях, понатыканных тут и там по всему Баку? Ни одно! Забыт главный постулат врачей и архитекторов "не навреди!", забыт и растоптан в пыли, в суетливой гонке за "Золотым тельцом"!

дата публикации: 04.12.2007

Внимание! Перепечатка или другое использование любых материалов, размещенных на нашем сервере, возможна только в случае размещения ссылки на ArtOnline.ru.
Copyright 2005 - 2020 ArtOnline.ru
Перепечатка материалов разрешена только при наличии ссылки на ArtOnline.ru



* Обращаем Ваше внимание на то, что вся представленная на сайте информация носит справочный характер, и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к администрации сайта, используя "Обратную связь"