Роль керамики в кулинарии
               
               
    Логин  или  email:     Пароль:   
Войти с помощью:
 Запомнить меня на сайте: 
       
Продажа картин, покупка картин, галереи картин русских художников.
Работы в жанрах пейзаж, портрет, натюрморт, абстракция, ню.
Живопись, графика, рисунок, скульптура и др.
   
 Поиск по фамилии:     
 Подписка:  
               

Случайная работа

 Рождение весны
Карпикиоти Ирина
"Рождение весны"

Активность на сайте

Сейчас на сайте:
332 человек
Художники online:
flower_sunligh
Временно забаненные:
сейчас нет на сайте

Рейтинг Artonline.ru

sirinart.ru
Арт-галерея
mashaluk.blogspot.com
Ира Блюмель. Скульптура. Графика
mindraw.web.ru
Научно-художественный Проект
vgarde.ru
Сайт художника Владимира Гарде V.GARdE
artepuro.es
ArtePuro.es

Опросы

Разрешить оставлять комментарии не зарегистрированным пользователям?
Да, всем
На усмотрение автора работ
Запретить
Затрудняюсь ответить
Голосовать и увидеть результаты:

Наши партнеры

По любым вопросам сотрудничества обращайтесь, используя форму обратной связи.


Статьи об искусстве

Роль керамики в кулинарии


 Среди экологических чистых по материалу изделии, употребляемых человеком в быту и производстве, керамика занимает одно из ведущих мест. Затем следуют стекло, дерево, нержавеющая сталь. Человеком предприняты попытки изготовить пластмассу, по своим характеристикам напоминающую стекло (оргстекло, ударопрочная пластмасса, различные полистиролы), но все они не отвечают главному требованию экологически чистого изделия - быть абсолютно инертным (не реагировать) к воздействию горячей пищи, жидкости (90 С), а также не изменять своей структуры от низких температур (-0 - 10 С) (мороженое, лед, охлажденные напитки и продукты).
При приготовлении пищи используется жар огня (дрова, газ, электроспирали), отдельно от всего этого стоят микроволновые печи. Они созданы по принципу, отличающих их от основных носителей огня, тепла, поэтому мною и не рассматриваются.
Самый древний способ приготовления горячей пищи - обжаривание мяса на вертеле (или без) на открытом огне (костер, зола, угли после костра). В период появления первой посуды, вылепленной руками из сырой глины, затем высушенной, а позже обожженной в пламени костра (открытого обжига), человек, можно сказать, вступил в эру керамики и создал первый образец экологически чистой посуды. Она была примитивной по форме, но гениальной - как прорыв на пути технического прогресса. Благодаря керамике стало возможным изготовление стекла, стали, меди, бронзы, золота, серебра - одним словом всего, что плавилось при температуре выше 1000 С.
Обожженная глина (огнеупорная керамика) после обжига приобретает ряд очень важных качеств, которые особо необходимы для посуды для приготовления твердой или жидкой пищи, кратковременного или долгосрочного (про запас) хранения продуктов. Керамическая посуда идавна получила широкое распространение в Азербайджане. При раскопках в Баку, на территории Ичери-Шехер найдены как целые, так и черепки самой различной посуды: кяса, маскура, казаны, саджи, кувшины, вазы, тарелки, чаши, стаканы, триноги и многое другое, что относится к бытовой посуде. Датировка посуды относится к XII-VI веку до нашей эры. Дешевизна исходного материала - глина (практически в любом месте Баку есть глина), которую не нужно везти (глину) издалека, легкость обработки сырой массы (пластичность глины), знание основных приемов изготовления посуды (ручная лепка, так как ручной гончарный круг появился позже), знание принципа обжига - все это способствовало развитию гончарного ремесла как основного поставщика бытовой посуды.
Информация: с затонувших греческих галер (500 г. до н. э.) были подняты керамические сосуды. Когда их очистили от песка, ила, ракушек, которые за 2500 лет цементировались, и вскрыли кувшины, запечатанные пробкой и залитые воском, то оливковое масло за это время еще было пригодно в пищу. Керамика великолепно исполнила роль консервной банки. Таких примеров, когда активная внешняя среда (соленая вода, давление) не смогла воздействовать на прочно запечатанный керамический контейнер, великое множество. Например, вино, самые различные масла (ореховое, оливковое, пальмовое, сливочное и т.д.), уксус винный и яблочный ( этот продукт сам по себе очень активен из-за кислоты), вода (с серебренными монетами внутри, чтобы долго сохранялась свежей), мясо отварное и прожаренное, набранное в кюпы слоями. Каждый слой заливался растопленным бараньим жиром курдюка - слой мяса, слой жира и так до верха кувшина. Сверху заливался расплавленный воск, который быстро твердел и представлял собой ничто иное, как пробку - герметик.
Использование керамических кувшинов для хранения воды в жаркую погоду было очень
практично. Чуть пористая керамика пропускала сквозь микроскопические поры часть влаги наружу, на внешнюю поверхность. Такой кувшин выглядел внешне как запотевший. Влага при контакте с жарким воздухом испарялась, тем самым создавая невидимую для глаз тонкую оболочку по внешнему контуру кувшина - своего рода защитный экран, тем самым сохраняя жидкость (вода, вино, шербет, молоко) внутри кувшина прохладной.
Древние умельцы научились делать керамические черепки разной степени пористости и эти эмпирические (то есть достигнутые в процессе опыта) сведения дошли до настоящего времени.
Для каждого вида пищи (холодная, горячая) подбирались особые методы обработки керамических изделий до обжига (лощение, пропитка прозрачными или глухими глазурями).
Во время обжига также применялись особые приемы контроля и управления процессом обжига - система вентиляционных отверстий, очередность партий горючего материала, его состав (сосна, ель, можжевельник, дуб, осина и т.д.), воздушный состав обжигательной печи (окислительный, восстановительный), скорость обжига (быстрый, умеренный или долгий), время выдержки изделий в печи при максимальной температуре, а также контроль и управление обжиговой печи.
Краткий перечень операций гончара уже внушает уважение к этому древнему и столь нужному по сей день ремеслу.
Опыт, мастерство, знания, накопленные за пять тысяч лет позволяют изготавливать посуду как сверхтонкую (фарфор 0,5 - 0,8 мм), так и тяжелую (10 мм и более) - все зависит от того, для каких целей и где будет использована посуда.
Приготовление плоского хлеба (чурека, лаваша), кутабов (запеченных в плоскораскатанном тесте мяса, зелени или смешанных наполнителей) производилось на открытом огне, покрытом выпуклым щитом (саджем) из предварительно обожженной глины. Сначала медленно поднимали температуру очага, а затем, брызнув водой с мокрых рук, проверяли степень нагрева саджа. Если он (садж) был достаточно разогрет, начинался процесс приготовления чурека, лаваша, кутабов и пр.
Несколько иной принцип приготовления хлеба в закрытом объеме - в тендире.
Тендиры бывают двух типов: утопленные в землю и наземные (чаще строят тендиры утопленные в землю).
При первом варианте выкапывается яма глубиной до 120-130 см. и около 80-90см в диаметре. Затем сырцовыми кирпичиками из глины выкладывается пол и стены на жидком глиняном растворе. Размеры кирпичей нестандартны, это зависит от пластичности, от состава исходного местного сырья, но в среднем это - 7х10х20.
По ходу того, как поднимаются стены тендира, мастер обмазывает лицевую часть жидким раствором глины, стараясь все время замазывать все щели между кладкой. В разрезе тендир представляет собой усеченный конус высотой около 1м с диаметром дна в 70-80см. и с горловиной около 60см., чтобы мастер мог вылезти наружу после окончания работ. Затем тендир оставляли на сушку. В зависимости от погодных условий, срок сушки мог длиться до 1,5-2 недель. Затем весь тендир осматривался, чтобы проверить результаты воздушной сушки на предмет выявления глубоких трещин в кладке, и если таковые замечались, то они заделывались глиной и замазывались жидким раствором глины (кондиция сметаны). Спустя пару дней, после того, как высохли швы на заделке, на одну треть заполняли тендир хворостом и поджигали его. Процесс горения поддерживали все время, подкладывая более толстые сучья и ветки, заполняя внутренний объем тендира горючим материалом до двух третей (2/3).
Огонь поддерживали до тех пор, пока тендир, построенный на основе сырцового кирпича, не превращался в огнеупорный керамический. После остывания печи, расчистки от золы и углей, мастер визуально определял степень обжига печи по цвету керамики (цвет зависел от сорта местной глины и температуры обжига).
Удовлетворенный результатом своей работы мастер "сдавал" печь-тендир заказчику для дальнейшей эксплуатации - выпечки плоского хлеба.
Процесс выпечки хлеба в тендирах несложен: разогревание печи до 700-800 С, доведение ее температуры до 300 С и ударом - шлепком приклеивание теста к стенкам тендира. Изделия из непропеченного теста поворачивают к углям на дне тендира, сам чурек в это время вертикально (под углом) прислонен к стене тендира.
За один разогрев тендира можно испечь 35-40 чуреков, затем печь, если надо, снова разогревают для новой партии хлеба. В процессе эксплуатации, если требуется, трещины заделывают жидкой глиной.
Наземные тендиры по своему разрезу также представляют собой усеченный конус тех же габаритов. Иногда для лучшего процесса горения внизу, на уровне дна оставляется отверстие для воздуха, оно также служит для очистки дна тендира от шлака, золы, углей. Но основная ее задача - естественный захват воздуха извне - своего рода форсунка для увеличения температуры и скорости горения. Наземные тендиры выстраивались аналогично земляным, но сверху основного каркаса стен обкладывалась толстая изоляция (земля, смешанная с жидкой глиной, песок). Этот "кожух" выполнял задачу амортизатора тепла и, своего рода, аккумулятора тепловой энергии тендира. По толщине кожух тендира в три раза толще основной стенки (соотношение 1:3, 1:3,5). Кроме того, кожух выполнял и защитную функцию - оберегал мастерицу-хлебопека от ожога о распаленные стенки тендира.
Если говорить о вкусовых качествах хлеба, выпеченного в тендире, то никакой другой хлеб, испеченный в газовых, электропечах, не сравнится по вкусу с хлебом из тендира. Открытый жар от углей, другая воздушная среда - это и многое другое дают неповторимый, вкусный запах свежеиспеченного хлеба, от которого даже если ты сыт, выделяется слюна, и ты невольно тянешь руку к этому ароматному чуду, столь необходимому нам каждый день:
Глазированная керамика лучше всего подходит дня хранения активных по своей формуле веществ: соленья, маринады, уксусы, крепкие напитки (водка, коньяк, ром, бальзамы), а также для гигроскопичных (всасывающих влагу из воздуха) продуктов: соль, различные пряности, мука, сода пищевая, кофе, чай (сухой). Топленое сливочное масло, пиво, квас и сыр лучше хранить в глазированной керамике.
Мед также подлежит хранению в глазированной керамике или в стеклянной посуде. Кстати, 2500 лет тому назад в Египте изготовляли глиняные (керамические) ульи. Мед из таких улей ценился очень высоко, так как к аромату меда не примешивались запахи несущих рамок из дерева.
Масло изготавливалось в деревянных или в керамических маслобойках. Больше ценились керамические маслобойки, так как к молоку не "приставал" запах дерева, как это было в случае с деревянными маслобойками.
Первые ручные мельницы были из камня. Перетертое зерно часто вместе с кусочками камня попадало в тесто. Каменная (чаще всего известковая) пыль смешивалась с мукой, что, отнюдь, не улучшало свойства этого сыпучего продукта - каменная мешает хорошо "подняться" тесту, неприятно скрипит на зубах, известь, поступаемая в желудок вступает в реакцию с желудочным соком (3% раствор соляной кислоты), тем самым способствует образованию газов, ощущению тяжести в желудке.
Процесс переваривания пищи (первичная обработка поступивших в желудок продуктов) замедляется, и для продолжения процесса желудок начинает выделять дополнительный сок. Повышается кислотная среда желудка, что влияет на защитную оболочку, истончаются стенки желудка, что в дальнейшем может спровоцировать образование язвочек, а позже и рубцов на стенках желудка. Все это ведет к нарушению нормальной деятельности столь важного органа человека - желудка. Всего этого можно избежать, если использовать керамические жернова, как в Древнем Египте. Та незначительная часть керамической пыли (шамота) от стираемых поверхностей, попавших в муку, не являются вредными для желудка. Шамот абсолютно инертен по своему составу и, не вступая ни в какие реакции на всем пути обработки пищи, свободно покидает пределы человеческого организма после завершения процесса обработки.
Для приготовления пищи, а точнее различных приправ, специй необходима ступка. Ступки бывают деревянные, каменные, металлические (сталь, железо, бронза, медь, реже золото, серебро) и керамические. Последнее - из вышеперечисленных - самое экологически чистое. Из-за дороговизны золотые и серебряные ступки не распространены, а посему, я их не рассматриваю.
Единственный недостаток керамической ступки - это ее беззащитность от сильного удара, от падения на твердую поверхность. Но все полезные свойства керамической ступы легко перекрывают этот недостаток.
Китайцы, корейцы, а затем и японцы с древних времен изготавливают керамические ложки, лучшие по своим свойствам, чем нержавеющие стальные или алюминиевые. Конечно, золотые, платиновые, серебряные лучше, но приобретение их слишком накладно.
В селеньях вокруг Баку и в районах Азербайджана можно увидеть большие и малые, прямоугольной формы, выдолбленные из местного камня известняка корыта со сливным отверстием - давильни. В них насыпался собранный виноград, который давили ногами, добиваясь максимального выхода сока для приготовления самых различных напитков, в том числе, вина. Контакт сока ягод винограда с поверхностью давильни, конечно был, но непродолжительное время. Сок не успевал бродить, киснуть, а кислый сок активно вступает в реакцию с ракушечником - тем самым местным камнем-известняком. И как бы тщательно не мыли давильню после процесса давления, сок молодого винограда проникал в поры камня и, оставаясь там, начинал киснуть и разрушать известняк. Конечно, идеально подходит для этих целей керамика, но таких образцов гончарного дела можно встретить довольно редко. На моей памяти их всего несколько: в Бузовнах, в углу двора Дома Шекинских Ханов, еще один можно было увидеть по дороге в Кубу на обочине дороги, проехав Дивичи. Его, видимо, использовали только как водосборник для скота, так как кругом было много следов копыт.
Из всего сказанного можно сделать вывод: хранить, готовить и есть необходимо из керамической или стеклянной посуды. Можно использовать и золотую, платиновую, серебряную посуду - но уже из области фантастики:

дата публикации: 02.01.2008

Внимание! Перепечатка или другое использование любых материалов, размещенных на нашем сервере, возможна только в случае размещения ссылки на ArtOnline.ru.
Copyright 2005 - 2020 ArtOnline.ru
Перепечатка материалов разрешена только при наличии ссылки на ArtOnline.ru



* Обращаем Ваше внимание на то, что вся представленная на сайте информация носит справочный характер, и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к администрации сайта, используя "Обратную связь"